Общеобразовательное частное учреждение «Образовательный центр им. С.Н.Олехника»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Интересная математика для 5-9 классов
автор Е.Ю.Щеголева
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Интересная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная
программа позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором
реализации данной программы является
и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует
познавательным возможностям школьников
и предоставляет им возможность работать
на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание
занятий кружка представляет собой
введение в мир элементарной математики,
а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия
математического кружка должны
содействовать развитию у детей
математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению
математической терминологии и
т.д.
Творческие работы, проектная
деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка,
должны быть основаны на любознательности
детей, которую и следует поддерживать
и направлять. Данная практика поможет
ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать
более сложный теоретический материал,
достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на
работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка
желательно, чтобы работа проводилась
в малых группах с опорой на индивидуальную
деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных
результатов.
Специфическая
форма организации позволяет
учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на
данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме
данной науки. Дети получают профессиональные
навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой
адаптации в обществе. Решение математических
задач, связанных с логическим мышлением
закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами ФГОС:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель:
-развитие
математического образа мышления
обучающихся
Задачи:
—расширять
кругозор учащихся в различных областях
элементарной математики
— содействовать
умелому использованию символики;
-учить
правильно применять математическую
терминологию;
-развивать умение
отвлекаться от всех качественных сторон
и явлений, сосредоточивая внимание на
количественных сторонах;
-уметь
делать доступные выводы и обобщения.
Продолжительность реализации программы: курс состоит из 7 независимых блоков (недель). Каждый блок реализуется в течение 8 занятий по 2 урока в день за 4 дня с понедельника по четверг.
Принципы
программы:
1.Актуальность-
Создание условий для повышения мотивации
к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
2.Научность-
Математика – учебная дисциплина,
развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов
и явлений, делать выводы,
обобщения.
3.Системность—
Программа строится от частных примеров
(особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических
задач).
4.Практическая
направленность—
Содержание занятий кружка направлено
на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе,
на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и районных олимпиадах
и других математических играх и
конкурсах.
5.Обеспечение
мотивации—
Во-первых, развитие интереса к математике
как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение
учебного материала на уроках и выступление
на олимпиадах по математике.
Формы и режим занятий
Основными формами образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий являются:
- практико-ориентированные занятия внеурочной деятельности
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
— индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
— фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
— групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
— коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные
виды деятельности учащихся:
-решение
занимательных задач;
-оформление
математических газет;
-участие в
математической олимпиаде;
-знакомство
с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
-проектная
деятельность
-самостоятельная
работа;
-работа в парах, в
группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты и
способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование,
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
— выделять существенные признаки предметов;
— сравнивать между собой предметы, явления;
— обобщать, делать несложные выводы;
— классифицировать явления, предметы;
— определять последовательность событий;
— судить о противоположных явлениях;
— давать определения тем или иным понятиям;
— определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
— выявлять функциональные отношения между понятиями;
— выявлять закономерности и проводить аналогии.
— создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
— осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
II. Тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
| Неделя № 1 «Разрезания» | |||
1-2 | Задачи на разрезание | 4 | 1 | 3 |
3-4 | Пантомимо, задачи домино, тримино, тетрамино | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 2 «Логические задачи» | |||
5-6 | Высказывания. Истинные и ложные. Отрицание высказываний и двойное отрицание. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 4 | 1 | 3 |
7-8 | Загадки- смекалки .Задачи, решаемые с конца Задачи со спичками. Дележи в затруднительных обстоятельствах. Занимательные задачи на дроби | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 3 «Доказательство» | |||
9-10 | Знакомьтесь: Пифагор! Числовые выражения | 4 | 1 | 3 |
11-12 | Задачи на доказательство. Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 4 «Числовые множества» | |||
13-14 | Угадать число. Волшебная таблица. Волшебные квадраты. Числовые головоломки. | 4 | 1 | 3 |
15-16 | В мире чисел. Игры с числами. Игры с числами и предметами. | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 5 «Занимательная геометрия» | |||
17-18 | Упражнения со спичками. Греческий храм. Ключ. Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. | 4 | 1 | 3 |
19-20 | Упражнения с куском бумаги. Разрежьте правильно на части. Построения с препятствиями и ограничениями. Геометрические головоломки. Замечательные кривые. | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 6 «Математические развлечения» | |||
21-22 | Арифметическая викторина. Геометрическая викторина. Головоломный лабиринт. Лабиринт английского короля. | 4 | 1 | 3 |
23-24 | Веселые вопросы Математическая викторина Дюжина головоломок Зашифрованная переписка | 4 | 1 | 3 |
| Неделя № 7 «Разные задачи» | |||
25-26 | Шуточные задачи и загадки. Комбинированные задачи с квадратами. Старинные задачи. | 4 | 1 | 3 |
27-28 | Задачи на чётность | 4 | 1 | 3 |
V. Дидактическое сопровождение (средства учебного назначения):
- Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
- Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
- Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
- Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
- Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).