Общеобразовательное частное учреждение «Образовательный центр им. С.Н.Олехника»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Интересная математика для 5-9 классов

автор Е.Ю.Щеголева

I. Пояснительная записка

  Программа кружка «Интересная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный теоретический материал, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

  Деятельность обучающихся осуществляется   в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами ФГОС:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель:
-развитие математического образа мышления обучающихся
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
— содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.

Продолжительность реализации программы: курс состоит из 7 независимых блоков (недель). Каждый блок реализуется в течение 8 занятий по 2 урока в день за 4 дня с понедельника по четверг. 

Принципы программы:
1.Актуальность- Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность-  Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность— Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность— Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации— Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Формы и режим занятий

Основными формами образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий являются:

  • практико-ориентированные занятия внеурочной деятельности
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

— индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

— фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

— групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

— коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

 Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность 
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

                           Планируемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик обучающихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование,
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

— выделять существенные признаки предметов;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы;

— классифицировать явления, предметы;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— давать определения тем или иным понятиям;

— определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;

— выявлять функциональные отношения между понятиями;

— выявлять закономерности и проводить аналогии.  

— создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 — осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

II. Тематический план

Тема Всего часов Теория Практика

Неделя № 1 «Разрезания»
1-2 Задачи на разрезание 4 1 3
3-4 Пантомимо, задачи домино, тримино, тетрамино 4 1 3

Неделя № 2 «Логические задачи»
5-6 Высказывания. Истинные и ложные. Отрицание высказываний и двойное отрицание. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными 4 1 3
7-8 Загадки- смекалки .Задачи, решаемые с конца Задачи со спичками. Дележи в затруднительных обстоятельствах. Занимательные задачи на дроби 4 1 3

Неделя № 3 «Доказательство»
9-10 Знакомьтесь: Пифагор! Числовые выражения 4 1 3
11-12 Задачи на доказательство. Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» 4 1 3

Неделя № 4 «Числовые множества»
13-14 Угадать число. Волшебная таблица. Волшебные квадраты. Числовые головоломки. 4 1 3
15-16 В мире чисел. Игры с числами. Игры с числами и предметами. 4 1 3

Неделя № 5 «Занимательная геометрия»
17-18 Упражнения со спичками. Греческий храм. Ключ. Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. 4 1 3
19-20 Упражнения с куском бумаги. Разрежьте правильно на части. Построения с препятствиями и ограничениями. Геометрические головоломки. Замечательные кривые. 4 1 3

Неделя № 6 «Математические развлечения»
21-22 Арифметическая викторина. Геометрическая викторина. Головоломный лабиринт. Лабиринт английского короля. 4 1 3
23-24 Веселые вопросы Математическая викторина Дюжина головоломок Зашифрованная переписка 4 1 3

Неделя № 7 «Разные задачи»
25-26 Шуточные задачи и загадки. Комбинированные задачи с квадратами. Старинные задачи. 4 1 3
27-28 Задачи на чётность 4 1 3

V. Дидактическое сопровождение (средства учебного назначения):

  1. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.- 158с.: ил.
  2. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.
  3. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 124с.: ил.
  4. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.
  5. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
  6. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).
  7. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 176с.: ил.- (Школьные олимпиады).