Программа летней школы
Учебный курс: «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Автор-составитель: Карплюк А.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летняя школа по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 64 часа.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
- развитие речевой культуры.
Возраст учащихся: 16-17 лет.
Программа рассчитана 4 недели – 64 часа (4 часа в день).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич. часть |
|
|
|
|
|
1 | Орфография (задание 10) | 12 | 3 | 9 |
2 | Правописание суффиксов существительных и прилагательных(задание 11).. | 4 | 1 | 3 |
3 | Правописание причастий и глаголов(задание 12). | 4 | 1 | 3 |
4 | Не с разными частями речи. | 4 | 1 | 3 |
5 | Н-НН в разных частях речи. | 4 | 1 | 3 |
6 | Правописание наречий и служебных частей речи | 4 | 1 | 3 |
7 | Сочинение в формате ЕГЭ | 8 | 2 | 6 |
8 | Анализ сочинений. | 16 | 4 | 12 |
9 |
Знаки
препинания в осложненном предложении
| 8 | 2 | 6 |
| Итого | 64 | 16 | 48 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- .
- Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс — М.: ТП Сфера, 2013
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: — М.: ТП Сфера, 2010.
- Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
- Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.